НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Тибет

1. Размер: 2.5 миллионов квадратных километров.
2. Широта: 78°24' и 104°47'.
3. Долгота: 26°2' и 0°3'.
4. Средняя высота: 4.000 метров над уровнем моря.
5. Население: 6 миллионов человек до китайской оккупации в 1959 году. Тибетцы — отдельный народ с долгой историей, богатой культурой и собственными духовными традициями.
6. Соседние страны: Индия, Непал, Бирма, Китай.
7. Национальный флаг: снежная гора с двумя снежными львами, шестью красными и шестью синими лучами, расходящимися от солнца.
8. Глава государства: Его Святейшество Далай-лама.
9. Провинции: У-Цанг (Центральная), Дото (Восточная) и Домет (Северо-восточная).
10. Столица: Лхаса.
Карта Тибета 11. Религия: буддизм.
12. Язык: тибетский (тибето-бирманская языковая группа).
13. Национальная пища: цампа (жареная ячменная мука).
14. Национальный напиток: чай с солью и маслом и чанг (тибетское пиво).

Минеральные залежи: 126 различных минералов, среди которых бура, уран, железо, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и др.
Средний уровень осадков сильно различается: в западных областях 1 мм. в январе и 25 мм. в июле; в восточных областях 25-30 мм. в январе и 80 мм. в июле.
Средняя температура: 14° C в июле и -4° C в январе.
Животные: як, дри (самка яка), мускусный олень, тибетская антилопа, тибетская газель, дикий осел, гигантская панта, бхарал (голубая овца), кьянг (дикий осел) и др.
Птицы: ворона, большая хохлатая поганка, гусь, красная утка, ибис и др.
Самая высокая гора: Джомолунгма (Эверест).
Крупнейшие реки: Зачу (Меконг), Дричу (Янгце), Мачу (Хуангх), Гьялмо Нгулчу (Салвин), Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), Сенге Кхабаб (Инд) и Ланчен Кхабаб (Сутледж).
Крупнейшие озера: Цонгонпо, Намцо, Ямдрок Юцо, Мипхам Цо (Мансоровар).

1. Население: 140.000 человек (в Индии, Непале, Бутане, Европе и Америке).
2. Правительство (в изгнании): демократическая система всеобщего голосования.
3. Глава государства: Его Святейшество Далай-лама XIV.
4. Суд: Тибетская высшая судебная комиссия.
5. Законодательный орган: Ассамблея тибетских народных депутатов (46 человек).
6. Исполнительный орган: Кашаг (Кабинет министров).
7. Департаменты Центральной тибетской администрации в изгнании:
• Департамент жилья,
Кумбум ступа • Департамент образования,
• Департамент культуры и религии,
• Департамент финансов,
• Департамент информации и международных отношений,
• Департамент безопасности.
8. Выборные органы: Собрание тибетских народных депутатов и кабинет министров (выбираются каждые пять лет).
9. Местопребывание правительства: город Дхарамсала, штат Химачал Прадеш, Северная Индия.
10. Международные представительства Его Святейшества Далай-ламы: Нью-Дели, Катманду, Нью-Йорк, Вашингтон, Женева, Токио, Лондон, Париж, Будапешт, Москва, Канберра, Претория и Тайпей.
11. Главные Институты:
• Тибетский медико-астрологический институт, Дхарамсала;
• Библиотека тибетских работ и архивов, Дхарамсала;
• Тибетский институт прикладных искусств, Дхарамсала;
• Тибетский исследовательский институт, Сарнатх;
12. Неправительственные Организации:
• Тибетский центр за права человека и демократию;
• Тибетский молодежный конгресс;
• Тибетская женская ассоциация;
13. Экономика: сельское хозяйство, сельскохозяйственные индустриальные отрасли, ремесла, ковроткачество, ювелирная работа и мелкий бизнес.

Панорама Тибета

ТИБЕТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН
Да воссияет свет Драгоценности, исполняющей желания, — учения Будды,
Сокровищницы всех надежд, и принесет счастье и благо в мирской жизни и освобождение.
О Защитники, держащие драгоценный камень Учения, и все существа, берегущие Учение, да возрастет добродетель ваших деяний!
Твердо придерживаясь состояния, крепкого как алмаз, храните все стороны света с состраданием и любовью.
Пусть над нашими головами пребывает благой Закон, наделенный сотней благих качеств, и пусть его могущество усиливается от наших благопожеланий.
Да распространится по трем провинциям Тибета новый Золотой век счастья и слава религиозно-мирского правления.
Да распространится Учение Будды в десяти сторонах света, и пусть все в мире наслаждаются счастьем и миром.
Пусть при помощи благого света Солнца Дхармы и благоприятных условий, существа, населяющие Тибет, всегда побеждают в борьбе против темных сил зла.


ТИБЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО возникло в 127 до н.э. и существовало более 2000 лет. До китайского вторжения 1949 года Тибет был полностью независимой страной и обладал всеми атрибутами независимого государства, соответствующими международному законодательству.

Тибет расположен в самом сердце Азии, между Китаем и Индией, и его общая площадь составляет более двух с половиной миллионов квадратных километров. Пещерный монастырь в Тибете Эту область населяет тибетский народ, чья культура и уклад жизни в корне отличаются от культуры и уклада народов соседних стран. Тибетцы обладают уникальными и богатыми культурными и духовными традициями, своим собственным языком, на котором написано множество литературных произведений и изысканным искусством. Тибетская культура, зародившаяся несколько тысячелетий назад, - это многогранный и ценный вклад в духовное наследие всего человечества.

На момент китайского вторжения население Тибета составляло шесть миллионов человек. Это были тибетцы, отдельный народ с древней историей, богатой культурой и уникальной духовной традицией. Тибетский народ очень сильно отличается от китайцев и от народов других соседних стран.

Правительство Тибета располагалось в столице Тибета Лхасе. Оно состояло из главы государства (Далай-ламы), кабинета министров (Кашага), национального собрания (Цогду) и сложного административного аппарата, призванного контролировать обширную территорию Тибета. Юридическая система основывалась на законах, разработанных Сонценом Гампо (VII век), Чангчубом Гьялценом (XIV век), Пятым Далай-ламой (XVII век), Тринадцатым Далай-ламой (XX век) и ее исполнительными органами были магистраты, назначавшиеся правительством.Гъянцзе

Правительство Тибета взимало налоги, выпускало собственную валюту, поддерживало почтовую систему страны, руководило тибетской армией и выполняло все функции правительства.

Межнациональные связи Тибета фокусировались на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные связи с Непалом, Сиккимом, Монголией, Китаем, Британской Индией, Россией и Японией.

Тибет проводил свою собственную независимую зарубежную политику, и лучшим примером этого может служить нейтралитет Тибета во время Второй мировой войны. Когда Япония заблокировала стратегически важную Бирманскую дорогу, Тибет остался верен своему нейтралитету несмотря на сильное давление со стороны Великобритании, Соединенных Штатов и Китая, требовавших позволить провоз вооружения через Тибет в Китай, и союзники с уважением отнеслись к такой позиции.

СЕГОДНЯ Тибету грозит опасность полного уничтожения от рук китайских коммунистов. Тибетская культура и национальное самосознание систематично и целенаправленно уничтожаются. Более 1.2 миллиона тибетцев умерло в Тибете с 1949 года в результате китайского вторжения и оккупации. Было уничтожено более 6000 тибетских религиозных и культурных центров. Его Святейшество Далай-лама, духовный и светский лидер шести миллионов тибетцев, в 1959 году был вынужден покинуть Тибет и искать убежища в Индии. Около 80.000 тибетских беженцев последовали за ним и нашли убежище в Индии, Непале и Бутане.

ИСТОРИЯ Царь Сронцзен Гампо и его китайская жена Вэнь-Чен Царь Сронцзен Гампо и его две жены
Согласно тибетским анналам, первый тибетский царь правил с 127 года до н.э., но лишь в VII столетии нашей эры Тибет стал объединенным государством, которым правил царь Сонгцен Гампо и его наследники. В последующие три столетия Тибет был одним из самый могущественных государств Азии. В мирном соглашении, заключенном между Тибетом и Китаем в 821 году н.э., указывалась граница между двумя этими странами. Обе стороны торжественно поклялись, что "великая эпоха, когда тибетцы будут счастливы в Тибете, а китайцы будут счастливы в Китае" никогда не прекратится. Текст мирного договора на тибетском и на китайском языках был высечен на трех каменных колоннах. Одна из них была воздвигнута в Лхасе, где она стоит в настоящее время, вторая - на тибетско-китайской границе в Гунгу Меру, а третья - в китайской столице Чанг'ан. Между X и XII веками Тибет распался на несколько провинций. Внимание Тибета было сфокусировано на Индии и Непале, сильное религиозное и культурное влияние которых породило духовный и интеллектуальный ренессанс.
Гомпа, традиционный храм
В мирном соглашении, заключенном между Тибетом и Китаем в 821 году н.э., указывалась граница между двумя этими странами. Обе стороны торжественно поклялись, что "великая эпоха, когда тибетцы будут счастливы в Тибете, а китайцы будут счастливы в Китае" никогда не прекратится. Текст мирного договора на тибетском и на китайском языках был высечен на трех каменных колоннах. Одна из них была воздвигнута в Лхасе, где она стоит в настоящее время, вторая - на тибетско-китайской границе в Гунгу Меру, а третья - в китайской столице Чанг'ан. Между X и XII веками Тибет распался на несколько провинций. Внимание Тибета было сфокусировано на Индии и Непале, сильное религиозное и культурное влияние которых породило духовный и интеллектуальный ренессанс.



ОТНОШЕНИЯ С МОНГОЛЬСКИМИ ИМПЕРАТОРАМИ(1240-1350 гг.)
Монгольский правитель Чингиз-хан и его наследники покорили обширные территории в Азии и Европе и создали одну из самых больших империй, когда-либо существовавших в мире. В 1240 году принц Годен отправил экспедицию в Тибет и пригласил одного из ведущих тибетских религиозных лидеров, Сакья Пандита Кунга Гьялцена (1182-1251 гг.) к своему двору, что положило начало продолжительным тибетско-монгольским отношениям. Кублай-хан, ставший правителем после Годен-хана, принял тибетский буддизм и Дрогон Чогьял Пхагпа, племянник Сакья Пандиты, стал его духовным наставником. Эти отношения чо-йон (священник-патрон) привели к тому, что Кублай-хан сделал буддизм государственной религией своей империи, и Пхагпа стал наивысшим духовным авторитетом в этой империи. В благодарность Кублай-хан в 1254 году сделал своего тибетского наставника правителем всего Тибета, даровав ему разнообразные титулы.

Невозможно отрицать, что влияние монгольских императоров распространялось и на Тибет. Но, вопреки утверждениям Китая о том, что "в середине XIII века Тибет официально вошел в состав территорий китайской династии Юань", ни один из монгольских правителей никогда не предпринимал попыток напрямую руководить Тибетом: Тибет даже не платил налогов монгольской империи, и, конечно же, монгольские императоры никогда не считали его частью Китая.

Школа Сакия в ТибетеТибет разорвал политические отношения с монголами в 1350 году, когда Пхагмо Друпа унаследовал главенство над школой Сакья в Тибете. Через восемнадцать лет после этого китайцы освободились от монгольского правления, обрели независимость и установили династию Мин.

Китай уничтожил тибетскую религию и культуру, и существуют документальные свидетельства того, с какой жестокостью это совершалось. Китай списывает все это на Культурную революцию (1966-1976). Однако Бучунг, вице-президент Народного конгресса ТАР 17 июля 1987 года отметил, что Культурная революция стерла с лица земли "то немногое, что еще оставалось". Отчет Международной Юридической Комиссии 1960 года ("Тибет и Китайская Народная Республика") содержит данные о гонениях на религию, в том числе и об убийствах и разрушениях, совершенных китайцами во время вторжения и оккупации Тибета.

Из 6.259 мужских и женских монастырей Тибета к 1976 году осталось лишь восемь. Из 592.558 монахов и монахинь более 110.000 были подвергнуты пыткам и убиты, и более 250.000 под принуждением отказались от монашеских обетов.

В 1979 году Китай создал в Тибете некое подобие свободы религии, но это было сделано исключительно из политических соображений. Это подтверждают правила и правительственные указы, регулирующие религиозную жизнь в Тибете; эти указы ограничивают и контролируют духовную практику и дают большие полномочия китайским властям. Сегодня гарантия религиозной свободы - это всего лишь гарантия того, что желающие могут слепо верить, и, таким образом, тибетский буддизм низводится до уровня ширмы, скрывающей истинное положение вещей.

В правилах, регулирующих религиозную жизнь тибетцев, указывается допустимое количество монахов и монахинь и говорится, что восстановление монастырей и храмов может вестись только с разрешения китайских властей. Китай не скрывает эту политику. В марте 1994 года председатель Комиссии по национальным и религиозным делам ТАР сообщил шведской правозащитной делегации, что "было решено, что 1.400 монастырей и 34.000 монахов и монахинь вполне достаточно для Тибета". В том же самом году тибетцам было сказано, что, несмотря на то, что число монахов и монахинь уменьшилось из-за смертей, изгнаний из монастырей и арестов в результате демонстраций и вывешивания антикитайских плакатов, набирать новых монахов запрещается.

Однако в марте 1995 года на заседании Комиссии ООН по правам человека в Женеве китайская делегация заявила, что в Тибете более 40.000 монахов и монахинь. Это означает, что за один год количество храмов якобы увеличилось на 200, а количество монахов и монахинь - на 6.000. Еестественно, на деле этого не произошло, ибо это идет вразрез с политикой Китая.

В каждом монастыре есть "Комитет демократического управления" (КДУ); члены этого комитета живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства. Хотя монастыри должны вести натуральное хозяйство и обеспечивать себя сами, КДУ контролирует их финансовые дела. В монастырях проводится политическое переобучение, и в тех случаях, когда существуют подозрения о готовящихся антикитайских акциях, Рабочие следственные комитеты проводят в монастырях расследование.

Так что нет ничего удивительного в том, что около 50% тибетских беженцев, оказавшихся в Индии - это монахи и монахини. Монахи и монахини также составляют подавляющее большинство среди политических заключенных в Тибете; после того, как кончается срок их заключения (как правило за участие в политических протестах), им не позволяют вернуться в монастырь или участвовать в религиозной деятельности.

В 1996 году Китай устроил чистку, призванную удалить из домов тибетцев все религиозные символы. Изображения Его Святейшества Далай-ламы были объявлены незаконными, изымались и сжигались.

Несмотря на то, что члены китайского правительства - атеисты, они заявили, что у них есть "право" назначать реинкарнации Далай-ламы и Панчен-ламы. Следовательно, по их словам, процедура обнаружения Панчен-ламы X, проведенная в мае 1995 года Далай-ламой, "недействительна". Чатрел Ринпоче, глава официального китайского поискового комитета, был помещен под домашний арест в Пекине в июле 1995 года и обвинен в содействии Его Святейшеству Далай-ламе. Новый Панчен-лама, Гедун Чёки Ньима, и его семья были перевезены в Китай. По меньшей мере 48 монахов Таши Лхунпо, протестовавших против вмешательства Китая в их религиозные дела, были заключены в тюрьму. Монастырь Таши Лхунпо, главный монастырь Панчен-ламы в Шигатце, сейчас возглавляет лама, сотрудничавший с Китаем во время Культурной революции.

Жесткое подавление религии в Тибете недавно стало частью новой китайской кампании "Жесткий удар" ("Жесткое подавление преступлений"). Эта кампания была начата в апреле 1996 года и разгорелась в полную силу в 1998 году; она охватила весь Китай и Тибет. Официальная цель этой кампании - снизить общий уровень преступности и коррупции. В Тибете основными целями этой кампании стали тибетцы, преданные Его Святейшеству Далай-ламе, а также борцы за независимость Тибета. Эта кампания насильно проводилась в жизнь в различных мужских и женских монастырях страны. Монахи и монахини были подвергнуты бесконечному "патриотическому переобучению", проводимому китайскими Рабочими группами.
На сессиях "патриотического переобучения" монахов заставляли отрекаться от Далай-ламы и от любых проявлений тибетского национализма. Тех, кто отказывался, подвергали суровым наказаниям. В результате проведения этой кампании в декабре 1998 года из монастырей было изгнано 9977 монахов и монахинь, а 492 были заключены в тюрьму. В настоящее время кампания "Жесткий удар" охватывает 1780 из 1787 монастырей и храмов Тибета. Отношения с маньчжурами и соседними народами

Тибет не устанавливал политических связей с китайской династией Мин (1368-1644 гг.). В 1642 году Великий Пятый Далай-лама с помощью своего монгольского патрона Гушри-хана стал высшим политическим и религиозным правителем Тибета. С этого времени тибетцы стали считать его своим "Гонгса Ченпо", "Высшим Правителем". Пятый Далай-лама не только поддерживал близкие взаимоотношения с монголами, но у него также были тесные связи с маньчжурским императором (1639 г.) и с его наследником, Шунци, который покорил Китай и основал династию Цин (1644-1911 гг.).

В 1653 году Пятый Далай-лама побывал с государственным визитом в Пекине по приглашению первого императора династии Цин Шунци. В качестве беспрецедентного знака уважения маньчжурский император проделал четырехдневное путешествие за пределы своей столицы, чтобы принять тибетского правителя и высшего духовного лидера центрально-азиатского буддизма. При этой встрече Пятый Далай-лама и маньчжурский император одарили друг друга высокими титулами.

Далай-лама согласился стать духовным наставником маньчжурских императоров и взамен принял их покровительство и защиту. Эти отношения "священника и патрона", которые Далай-лама также поддерживал с некоторыми монгольскими принцами, были единственными формальными узами между тибетцами и маньчжурами на протяжении правления династии Цин. Само по себе это никак не влияло на независимость Тибета.

На всем протяжении правления династии Цин отношения между Тибетом и маньчжурскими императорами не выходили за рамки отношений "священник-патрон". Маньчжурский император с готовностью откликнулся на просьбу помочь изгнать вторгшихся джунгарских монголов и сопроводить только что обнаруженного Седьмого Далай-ламу в тибетскую столицу (1720 г.).

Маньчжурские войска еще три раза входили в Тибет в XVIII столетии, один раз — чтобы защитить Тибет от вторгшихся горкхов из Непала (1792 г.), и еще два раза — чтобы восстановить порядок после гражданских войн (1728 и 1751 гг.). Каждый раз они приходили по просьбе тибетцев. Эти экспедиции позволили маньчжурскому императору установить свое влияние в Тибете. Император послал в столицу Тибета Лхасу своих представителей, и некоторые из них пытались оказать влияние на тибетское правительство. В тот период, когда маньчжурское влияние на Тибет достигло своего пика (а этот период продолжался несколько десятилетий) отношения между двумя странами представляли собой отношения между сильной державой и страной, находящейся под ее протекторатом. Таким образом, независимость более слабого государства вовсе не затрагивалась. Тибет никогда не был частью маньчжурской империи и, тем более, Китая, продолжая поддерживать собственные отношения с соседними странами.

После этого маньчжурское влияние в Тибете быстро пошло на убыль, и маньчжуры уже не могли участвовать в войнах, которые Тибет вел с захватчиками из Джамму (1841-1842 гг.), Непала (1855-1856 гг.) и Британской Индии (1903-1904 гг.). К середине XIX столетия роль маньчжурского императора (и, соответственно, роль его представителя) стала исключительно номинальной.

Беспрецедентное вторжение маньчжурских войск в Тибет в 1908 году стало поворотным пунктом в отношениях Тибета и маньчжурского императора. Прежде императорские войска приходили в Тибет лишь по просьбе Далай-ламы или тибетского правительства. Но в этот раз маньчжурский император попытался установить контроль над Тибетом с помощью силы, и сделано это было, главным образом, для противодействия усиливающемуся британскому влиянию в Тибете. В 1910 году Далай-лама XIII бежал в соседнюю Индию, но оккупация Тибета продолжалась недолго.

После китайской революции 1911 года и свержения Маньчжурской династии, имперские войска сдались тибетской армии и вернулись на родину после заключения двух китайско-тибетских договоров, подписанных соответственно в августе и декабре 1912 года. Далай-лама XIII восстановил полную независимость Тибета, выпустив в 1913 году в Лхасе соответствующую декларацию, установив связи с зарубежными лидерами, в том числе с британскими, российскими и китайскими, и подписав соглашение с Монголией.

ВТОРЖЕНИЕ В ТИБЕТ. Поворотным пунктом в истории Тибета стал 1949 год, когда Народная освободительная армия Китая вторглась в Тибет. 7 октября 1950 года 40.000 китайских солдат атаковали столицу Восточного Тибета, Чамдо, и разгромили маленькую тибетскую армию. Через два дня Чамдо был взят, и правитель провинции Нгапо Нгаванг Джигме был взят в плен. Более 4.000 тибетских бойцов были убиты.

Китайская агрессия вызвала в Индии резкое неприятие. В ноте, отправленной в Пекин 26 октября 1950 года, индийский министр иностранных дел написал:

"Теперь, когда по приказу китайского правительства в Тибет вторглись китайские войска, едва ли можно одновременно с этим продолжать вести мирные переговоры, и вполне естественно, что тибетцы боятся, что на переговорах на них будет оказываться давление. В контексте современного положения в мире вторжение китайских войск в Тибет нельзя назвать иначе, чем прискорбным событием, и правительство Индии считает, что это не пойдет на пользу ни Китаю, ни мирному существованию".

Несколько стран, в том числе Соединенные Штаты и Великобритания, поддержали позицию Индии.

Столкнувшись лицом к лицу с военной оккупацией Восточного и Северного Тибета, поражением и уничтожением маленькой тибетской армии и увидев, что в Центральный Тибет направляются десятки тысяч солдат Народной освободительной армии, тибетское правительство послало в Пекин делегацию под предводительством Нгапо Нгаванга Джигме, которая должна была вести переговоры с новыми китайскими лидерами. Эту делегацию 23 мая 1951 года вынудили подписать так называемый "Договор из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета". Делегации не позволили проконсультироваться с Лхасой по поводу условий договора, и китайцы даже подделали в Пекине печати и принудили делегацию скрепить ими договор. Это было сделано под принуждением и, следовательно, согласно международному законодательству, это соглашение не может считаться действенным.

В то время тибетское правительство не стало публично отрекаться от этого соглашения. Как только Его Святейшество Далай-лама оказался в Индии в 1959 году и смог свободно выражать свое мнение, он немедленно отрекся от этого соглашения.

Одна из семнадцати статей Соглашения гарантировала, что Китай не будет менять существующую политическую систему Тибета и не будет вмешиваться в решения Далай-ламы и Панчен-ламы. Тибетский народ должен был сохранить региональную автономию, и к их религиозным верованиям и обычаям Китай обещал относиться с уважением. Внутренние реформы в Тибете должны были проводиться после консультаций с тибетскими лидерами и без принуждения.

Однако с 1949 по 1959 годы китайские оккупационные силы многократно нарушали условия соглашения; тибетцы подверглись жестоким репрессиям. Коммунистический Китай арестовал тысячи тибетских религиозных и общественных лидеров и уничтожил сотни храмов и монастырей. Усиливающиеся китайские репрессии в Северо-восточном и Восточном Тибете вынудили тибетцев, проживающих в этих регионах, поднять вооруженное восстание, которое вскоре охватило весь Тибет. Тлеющее недовольство тибетцев вспыхнуло и превратилось в открытое неповиновение Китаю. 10 марта 1959 года десятки тысяч тибетцев вышли на улицы Лхасы, требуя, чтобы Китай вывел свои войска из Тибета. С этого началось Тибетское национальное восстание и движение тибетского сопротивления, охватившее весь Тибет.

Китай подавил восстание, причем только в Лхасе и ее окрестностях были убиты более 87.000 тибетцев.

В результате Восстания, начавшегося 10 марта, Его Святейшество Далай-лама, члены его правительства и около 80.000 тибетцев бежали в Индию, Непал и Бутан. В Индии Далай-лама воссоздал тибетское правительство.

Несмотря на долгие годы зверств и репрессий, дух тибетцев не был сокрушен; они не потеряли решимость и стремление к сопротивлению. Тибетцы продолжают сопротивляться китайскому правлению в Тибете. С сентября 1987 года до середины 1995 года в Тибете прошло более 200 народных демонстраций против китайского правления. Во время этих демонстраций погибли тысячи тибетцев. Множество других были заключены в тюрьмы и лишены связи с внешним миром.

Китайское правление в Тибете:
Более 1.2 миллиона тибетцев были убиты за период 1949-1979 гг.
Более 6.000 монастырей были уничтожены.
Тысячи тибетцев все еще находятся в тюремном заключении за то, что пытались осуществить свои фундаментальные права.
Природные ресурсы Тибета и его хрупкая экология нещадно эксплуатируются.
Существуют свидетельства, что в Тибете происходит захоронение ядерных отходов.
Китайцев в Тибете стало больше (7.5 миллионов), чем тибетцев (6 миллионов).
Прежде Тибет был мирной буферной зоной между Индией и Китаем, а теперь он превратился в обширную военную зону

БЕЗ РОДИНЫ
Переселение гражданских лиц на оккупированную территорию является нарушением международного законодательства и запрещено Четвертой женевской конвенцией 1949 года.

Китай проводит в Тибете именно такую политику. Китайское правительство не только наводнило Тибет миллионами переселенцев из Китая, но и использует различные меры, контролирующие рождаемость, так что сейчас на одного тибетца приходится три или четыре китайца. В июне 1987 года Ден Сяопин признал, что правительство поощряло переселение китайцев в Тибет, потому что местному населению "нужны иммигранты из Хана, поскольку население этого региона на два миллиона ниже, чем необходимо для разработки его ресурсов".

Китайские статистические данные относительно населения Тибета не согласуются друг с другом. Кроме того, говоря о тибетском населении, Китай учитывает только ТАР. Хотя в последнее время независимая перепись населения в Тибете не проводилась, тибетские источники сообщают, что до китайского вторжения население страны составляло по меньшей мере шесть миллионов. Китайцы утверждают, что количество всех этнических тибетцев составляет чуть больше четырех миллионов.

The Times of India (Нью-Дели) 27 сентября 1988 года привела высказывание Мао Рубай, который тогда был вице-президентом правительства ТАР. Он сказал, что в Китае более миллиона китайских поселенцев (в том числе и военных). Они "помогают в проведении электрификации, в обустройстве школ, отелей, культурных институтов, сооружают мельницы и фабрики". Сегодня концентрация китайцев в Чингхае и в некоторых регионах Кхама и Амдо выше, поскольку эти области стали частью китайских провинций. По результатам четвертой китайской переписи населения 1990 года китайское население в этих, не относящихся к ТАР областях, составляет 4.927.369 человек. Однако известно, что на двух зарегистрированных китайцев приходится по меньшей мере один незарегистрированный. Это означает, что на самом деле китайское население сейчас составляет около 7.4 миллиона человек.

Чтобы больше китайцев переселялось в Тибет, правительство Китая предоставляет переселенцам особые льготы. Китайцы стремятся переехать в Тибет, потому что там они могут получить работу в области здравоохранения, в культурных и общеобразовательных учреждениях, в обслуживающем секторе.

Зарплата китайского персонала в Тибете на 87% выше, чем в Китае. Китайские предприниматели облагаются малыми налогами и им выдаются кредиты под очень небольшой процент, в то время как тибетцам очень трудно даже получить лицензию, чтобы открыть свое дело в своей собственной стране.

В 1987 году Панчен-лама IX высказывался против этого перед подкомитетом Китайского национального народного конгресса в Пекине. Он сказал: "Содержание одного китайца в Тибете равно содержанию четырех китайцев в Китае. Тибет очень сильно пострадал из-за того, что в него посылают множество бесполезных людей. Вначале китайцев в Тибете было несколько тысяч, а сегодня их во много раз больше". Говоря о том, что китайцы, посланные в Тибет, - это "бесполезные люди", Панчен-лама имел в виду, что китайские иммигранты в Тибете вовсе не являются опытными работниками, призванными помочь тибетцам, как утверждает Китай.

В каждом новом проекте в Тибете, вне зависимости от того, основан ли он китайским правительством или международными организациями, создаются новые рабочие места для китайских переселенцев. Китайских переселенцев заранее считают "квалифицированными работниками", а тибетцев - чернорабочими, бесполезными для этих проектов. Китай изо всех сил стремится сделать Тибет привлекательным для китайских иммигрантов. Нужно повнимательнее присмотреться к 62-м проектам развития, о которых так много говорится в последнее время. Может оказаться, что они призваны вовсе не помочь тибетцам, а увеличить приток китайских иммигрантов.

Во всех крупных тибетских городах господствуют китайцы, монополизировавшие экономическую, социальную и политическую власть. Рассказ туриста, посетившего Тибет в 1993 году, свидетельствует, что тибетцы почти не задействованы в сфере частного бизнеса. Он посчитал в областях, которые посетил, магазины, принадлежащие тибетцам и китайцам, и вот что получилось: из 12.827 магазинов и ресторанов в Лхасе (кроме района Баркхор), всего лишь 300 принадлежат тибетцам. В Ца Пашо (южный Кхам) 133 магазина принадлежат китайцам и только 15 - тибетцам. В других областях соотношение было примерно таким же: 748 к 96 в Чамдо и 229 к 3 в Пово Трамо. Турист, посетивший Шигатце, насчитал 192 магазина между Ябши Сарпа и Таши Кьицель; лишь три из них принадлежали тибетцам.

В 1993 году китайское население Лхасы составило 120.000, а тибетское около 40.000. Похожее соотношение существует также в Шигатце, Цетханге, Чамдо, Ньингтри и Пово Трамо.

Третий рабочий форум по тибетскому вопросу (Пекин, июль 1994 года) признал, что Китай проводит политику, способствующую переселению китайцев в Тибет, и делается это для того, чтобы снизить сепаратистские тенденции этого региона. Также указывалось, что детям китайских переселенцев будет оказываться предпочтение при приеме в учебные заведения.

"...КНР проводит в жизнь программу массового переселения китайцев, которые, возможно, стали более многочисленными в Тибете, чем коренное население. Нет никаких достоверных статистических данных, но существуют указания на то, что в столице Лхасе проживает 160.000 китайцев и всего лишь около 100.000 тибетцев. Соотношение может быть не таким разительным в более отдаленных областях, но все равно китайцы наводнили собой Тибет. Магазины, отели, рынки, частный бизнес и торговля - все это по большей части принадлежит китайцам. На вывесках магазинов красуются крупные китайские надписи, а под ними - мелкие тибетские. По дороге из Лхасы можно увидеть столько же китайских крестьян, пастухов, фермеров, строителей и путешественников, сколько и тибетских. Короче говоря, Тибет исчезает".

(Франк Р. Волф, представитель Соединенных Штатов. Tibet; A Firsthand Look, 9-13 августа 1997 года.)

24 июня 1999 года Исполнительный комитет Всемирного банка одобрил ссуду в размере 160 миллионов долларов, предназначенную для проектов по борьбе с бедностью в Китае. Эта ссуда была одобрена несмотря на несогласие крупнейшего пайщика банка, Соединенных Штатов. Однако были выдвинуты предварительные условия для получения 40 миллионов долларов из этой ссуды на переселение примерно 58.000 бедных фермеров в традиционно тибетский и монгольский регион Дулан (тиб.: Тулан), округ в провинции Цинхай.

Всемирный банк представил данные, свидетельствующие, что такая миграция населения увеличит китайское население этого региона и превратит тибетцев и монголов в национальное меньшинство, снизив процент тибетцев в этой области с 22.7% до 14.0%.

КИТАЙ-ДОЛЖНИК ВСЕМИРНОГО БАНКА
Когда в начале этого столетия тибетцы и монголы стали сопротивляться вооруженной китайской колонизации в этом регионе, в Чингхае погибли тысячи людей. Базирующееся в Вашингтоне Международное движение в защиту Тибета указывает: "Вряд ли тибетцы, проживающие в Дулане, воспримут появление около 50.000 китайцев иначе, чем их отцы и деды, которые умерли, сопротивляясь китайскому вторжению". Именно эти опасения тибетцы, проживающие в Дулане, выразили в двух письмах, обращенных к тибетцам, проживающим в изгнании. Согласно официальному еженедельнику Tibetan Freedom тибетского правительства в изгнании (Дхармасала, 14 июня 1999 г.), они призвали остановить этот проект. В другом письме говорится, что народ Дулана очень неодобрительно отнесся к переселению такого большого количества китайцев в эту область, и что существуют опасения, что это может посеять семена конфликта, в ходе которого погибнет множество местных жителей, а если им даже удастся сохранить свои жизни, то их свобода передвижения будет ограничена, и им ничего не останется, кроме как защищать свою землю. В письме также говорится, что это переселение является воплощением стремления Китая уничтожить тибетский народ, и что Всемирный банк тоже будет в ответе за уничтожение местного населения.

Проект подвергался критике не только с демографической, но и с экологической точки зрения (переселение такого большого количества людей несомненно отрицательно повлияет на хрупкую экосистему региона). Кроме того, существуют опасения, что будет использоваться труд заключенных, поскольку в этой области находятся два лагеря, и опасность неконтролируемой разработки полезных ископаемых. Существует мнение, что Всемирный банк неверно классифицировал этот китайский проект, чтобы избежать шестимесячного экологического исследования. 11 из 24 исполнительных директоров банка ранее жаловались, что эта ссуда нарушает политику банка, касающуюся переселений и подход к отношениям с местным населением. По их словам, банк не опубликовал вовремя информацию по этому проекту.

Проект повсеместно критиковался в средствах массовой информации, в том числе и в США.

ПРАВА ТИБЕТА
Согласно принципам международного права, население, по всем критериям являющееся "народом", имеет право на самоопределение. Правительства не могут отрицать это право и должны действовать в соответствии с ним. Раньше право на самоопределение применялось в основном к колониальным странам и народам, но в последние годы этот принцип стал применяться и вне контекста освобождения от колониальной зависимости.

Тибетцы безусловно являются народом по критериям международного законодательства, которые были сформулированы на Международном съезде экспертов ЮНЕСКО, посвященному дальнейшему изучению прав народов.

Трудно найти более яркий пример отдельного народа, столь же точно отвечающего всем характеристикам, как тибетский народ. Вот эти характеристики: общая история, язык, культура, этническая принадлежность и другие проявления общего стиля жизни и опыта; существование институтов, выражающих общие требования и влияющих на жизнь народа; желание народа отстаивать свое право на самоопределение.

Право на самоопределение - это право народа "самому определить свой собственный политический статус и пути экономического, социального и культурного развития" без всякого вмешательства извне (Международное соглашение о гражданских и политических правах, пункт 1; Международное соглашение об экономических, социальных и культурных правах, пункт 1). С тех пор, как Китай вторгся в Тибет и оккупировал его, тибетцы были лишены этого права. Согласно международному законодательству, Китайская Народная Республика обязана обеспечить возможность реализации этого права.

Реализация права на самоопределение может привести к интеграции с другим государством, к тесному союзу с другим государством или к независимости, но, в любом случае, народ, имеющий право на самоопределение, сам должен сделать свой выбор. То есть тибетцы должны сами, без всякого вмешательства со стороны Китая, решить свою судьбу.

Его Святейшество Далай-лама уже много лет призывает Китай согласиться на проведение референдума под международным контролем, с целью узнать желания тибетского народа. Это наиболее желательный метод, согласующийся с требованиями международного законодательства и применявшийся на практике.

В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию №1723 (XVI), в которой она полностью признала право тибетского народа на самоопределение. Организация Объединенных Наций призвала КНР прекратить "действия, лишающие тибетский народ фундаментальных свобод и прав человека, в том числе и права на самоопределение". Четырьмя годами позже, в 1965 году, Генеральная Ассамблея Объединенных Наций подтвердила это решение в новой резолюции № 2079 (XX). (См. Приложение)

Ранее, в 1959 году, первый премьер-министр независимой Индии, Джавахарлал Неру, высказался в поддержку права тибетского народа на самоопределение. Обращаясь к Лок Сабхе, нижней палате индийского парламента, он сказал: "Решать судьбу Тибета должен сам тибетский народ и никто иной".

За последнее время эксперты по правам человека и международному законодательству дважды встречались, чтобы обсудить вопрос о праве тибетского народа на самоопределение.

Постоянный международный трибунал, собравшийся в Страсбурге в ноябре 1992 года чтобы выслушать многочисленные свидетельские показания и доводы "за" и "против", пришел к выводу, что тибетцы соответствуют общепринятым критериям "народа", обладающего правом на самоопределение, и "потому у них должна быть возможность реализовать право на самоопределение". Трибунал постановил, что "присутствие китайской администрации на тибетской территории следует рассматривать как оккупацию Тибета другим государством". В конце этого вердикта Трибунал постановил, что "с 1950 года тибетский народ был лишен возможности осуществлять свое право на самоопределение". [Постоянный международный трибунал, Страсбург, 20 ноября 1992 года, тибетская сессия, Вердикт, стр. 15 и 23.]

Спустя несколько недель в Лондоне состоялась другая конференция, на которую съехались тридцать выдающихся экспертов по международному праву из многих стран Европы, Африки, Азии и Америки, среди которых были крупнейшие мировые эксперты по вопросу самоопределения. В течение четырех дней они обсуждали вопросы, связанные с правом тибетского народа на самоопределение. После рассмотрения многочисленных свидетельств, в том числе и Белой книги китайского правительства и после оживленной дискуссии, участники конференции составили следующее заключение:

Согласно международному законодательству тибетский народ обладает правом на самоопределение, которое "принадлежит тибетскому народу" и "которое не может отрицать государственный аппарат КНР или любой другой народ или государство".

"Со времени военных действий 1949-50 годов Тибет находится под иностранной оккупацией и под властью Китайской Народной Республики, правление которой соответствует всем характеристикам деспотичной колониальной администрации".

"Тибет, долгое время существовавший в качестве независимого государства, требует предоставления ему возможности самоопределения, вплоть до независимости, что полностью согласуется с принципами национального единства и территориальной целостности государств." [Постановление экспертов по международному праву, Лондон, 10 января 1993 года, стр. 6-8.]

Международная конференция призвала ООН и членов международного сообщества принять экстренные меры скорейшей реализации права тибетского народа на самоопределение.
В ходе обеих дискуссий (как на Трибунале, так и на Конференции по международному праву) точка зрения китайского правительства, изложенная в Белой книге, была принята во внимание и подробно обсуждалась.

Китайское правительство получило приглашение участвовать в обеих дискуссиях, но отказалось прислать свою делегацию. Однако оно представило на рассмотрение Белую книгу и множество других документов, в которых выражалась точка зрения Китая и его доводы. Тибетский народ несомненно обладает правом на самоопределение, и потому у тибетцев есть право самим определять свой политический статус и пути своего экономического, социального и культурного развития. Даже если считать, что право на самоопределение приложимо, главным образом, к народам, находящимся в колониальной зависимости от других государств, то и в этом случае тибетцы вполне подпадают под такое определение. Пришло время Китайской Народной Республике выполнить свои международные обязательства и согласиться на проведение в Тибете плебисцита под международным контролем

СОВРЕМЕННЫЙ ТИБЕТ
С 1911 по 1950 годы Тибет успешно избегал каких-либо влияний и сохранял полную независимость. Накануне китайского вторжения, которое началось в конце 1949 года, Тибет обладал всеми атрибутами независимого государства, признаваемого международным законодательством: у него были четкие границы, население, проживающее на территории, очерченной этими границами и правительство, способное поддерживать международные отношения. У Тибета был глава государства и система правительства, юридическая система, налогообложение, валюта и почтовое сообщение, представители за рубежом и вооруженные силы.

Международные связи Тибета фокусировались на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные связи с Непалом, Бутаном, Сиккимом, Монголией, Британской Индией, независимой Индией и, до определенной степени, с Россией и Японией. Отношения с Китаем оставались напряженными. Китай вел с Тибетом пограничную войну. В то же время китайский президент многократно формально призывал Тибет и Непал присоединиться к Китайской Республике, тем самым признавая, что Тибет не был в то время составной частью Китая. Однако, в то же время, Китай заявлял всему миру, что тибетцы - это один из "пяти народов" Китая.

Чтобы избежать войны между Тибетом и Китаем, была проведена трехсторонняя конференция, организованная британскими посредниками в Симле (Индия) в 1913 году. На этой конференции три страны встретились и вели переговоры на основе принципа равноправия.

На этой конференции Великобритания, заинтересованная в том, чтобы на ее северо-индийских границах сохранялся мир, убедила Тибет принять номинальную власть Китая в обмен на обязательство Китая уважать территориальную целостность и полную автономию Тибета. Однако китайское правительство отказалось подписать Симлскую Конвенцию. 3 июля 1914 года тибетские и британские полномочные представители подписали Объединенную Декларацию, лишавшую Китай всех преимуществ, которые он мог бы получить при подписании Конвенции. Статус Тибета, таким образом, остался таким же, как и до начала конференции: Тибет остался независимым государством, никак не связанным с Китаем. В Симлской Конвенции также содержалось признание Великобританией и Китаем независимости Тибета и его способности вести торговлю и заключать независимые договоры с другими странами на равноправной основе.

В 1934 году тибетское правительство приняло в Лхасе китайскую делегацию, принесшую свои соболезнования по поводу смерти Тринадцатого Далай-ламы. Китайскому представителю было разрешено остаться и он получил такой же статус как непальские и британские представители в Лхасе. Китайский представитель оставался в Лхасе до 1949 года, когда он был изгнан из Тибета.

Во время Второй мировой войны Британия, США и Китай просили пропустить через Тибет военные грузы, направлявшиеся в Китай. Но Тибет настоял на сохранении своего нейтралитета и позволил провезти через свою территорию лишь грузы невоенного назначения.

В 1947 году, за несколько месяцев до того, как Индия обрела независимость, Тибет пригласили участвовать в Конференции по азиатским связям, проходившей в Нью-Дели. Члены тибетской делегации прибыли туда с тибетскими паспортами и участвовали в Конференции в качестве представителей независимого государства. В 1948 году, когда тибетская правительственная торговая делегация посетила Индию, Великобританию, Италию, Францию и Соединенные Штаты Америки, паспорта членов делегации, выписанные тибетским правительством, были приняты правительствами всех этих стран в качестве действующих документов.

Когда в 1947 году Индия обрела независимость, она заняла британскую дипломатическую миссию в Лхасе и признала все договоры, заключенные между Великобританией и Тибетом. Это с очевидностью следует из официального сообщения, посланного индийским правительством в тибетское Министерство Иностранных Дел в котором, в частности, говорится:
"Правительство Индии будет радо получить уверения в том, что тибетское правительство намерено продолжать отношения с Индией на существующей основе до тех пор, пока не будут выработаны новые соглашения по интересующим обе стороны вопросам. Индия продолжает отношения со всеми странами на основе соглашений, заключенных правительством Его Величества".

Хотя Тибет никогда не поддерживал обширных международных отношений, те страны, с которыми он такие отношения поддерживал, относились к Тибету как к любому другому суверенному государству. Когда Непал в 1949 году захотел вступить в Организацию Объединенных Наций, он сослался на договоры и дипломатические связи с Тибетом. Даже последний официальный глава китайской миссии в Лхасе, Шен Зонглиан, признал, что "с 1911 года Тибет во всех практических вопросах имел полную независимость".

ПРЕТЕНЗИИ КИТАЯ
Китай утверждает, что в Тибете процветает частный экономический сектор. Это верно, но лишь для китайских переселенцев. Из-за предвзятой экономической политики львиную долю бизнеса захватили китайские переселенцы. Лишь немногие тибетцы с "правильными политическими взглядами" и связями с успехом занимаются бизнесом, а в это время положение большинства тибетцев ухудшается. Они не только страдают от побочных эффектов развивающейся рыночной экономики (например, от инфляции), но и теряют свою землю, дома и накопления. Все это переходит к китайским переселенцам-бизнесменам.

Китайцы, у которых есть опыт работы с китайским рынком и доступ к нему, гораздо успешнее развивают свой бизнес в Тибете, чем сами тибетцы. Все больше тибетских фермеров, живущих поблизости от городов, сдают свою землю внаем китайским переселенцам, которые выращивают овощи для растущего китайского населения городов. Более 80% тибетцев - это фермеры и кочевники. Финансовое положение большей части тибетского населения ничуть не изменилось или даже ухудшилось

МИЛИТАРИЗАЦИЯ ТИБЕТА.
Китай превратил некогда мирное буферное государство между Китаем и Индией в милитаризованную зону. Оккупационные войска Китая помогают Пекину сохранить контроль над тибетским народом и способствуют стратегическим целям Китая в этом регионе. Милитаризация Тибетского плато очень сильно влияет на геополитический баланс этого региона и вызывает серьезное международное напряжение.

В 1996 году в Тибете было примерно 500.000 китайских военных, 250.000 из которых находились в ТАР. В том же самом году поступили сообщения, что Тибет используется в качестве китайской военной базы. По некоторым сведениям, в Тибете находятся 17 радарных станций, 14 военных самолетов, пять ракетных баз, на которых среди прочего находятся восемь межконтинентальных баллистических ракет. В ТАР находятся шесть военных подразделений, состоящих из двух независимых пехотных дивизий, шести пограничных военных формирований, пяти независимых пограничных батальонов, трех артиллеристских подразделений, трех транспортных подразделений и трех независимых транспортных батальонов, четырех авиационных баз, двух радарных полков, одной сигнальной станции и двух сигнальных полков, двух дивизий и одного полицейского полка (который называется да-фанг юн или "местная армия"), а также одна независимая дивизия и шесть независимых полков Народной полиции. Кроме того, есть еще 12 подразделений, которые называют "вторыми артиллеристскими дивизиями".

Войска стоят по границе ТАР, а кроме того существует вторая линия обороны, охватывающая весь Тибет. Кроме того, Китай регулярно перебрасывает в ТАР 149-ю авиационную дивизию (например, во время тибетских демонстраций в Лхасе 1987 году и после этого). Китай недавно переместил штаб-квартиру Тибетского военного подразделения из Ченгду на юго-запад от Лхасы.

Есть сообщения, что помимо основных военных баз в Амдо и Кхаме, Китай поместил в Тибете примерно 90 ядерных боеголовок. Ядерные ракеты находятся по меньшей мере в трех местах тибетского плато: в Делингхе, Большом Цайдаме и Малом Цайдаме.

"Девятая академия", китайская северо-западная Исследовательская и проектная академия ядерного оружия в Дхашу (кит.: Хайян), тибетская автономная префектура Хайбей, являются сейчас самым тайным элементом китайской ядерной программы и до сих пор остаются важнейшим источником разработки ядерного оружия. Именно там были разработаны в середине 70-х годов все китайские ядерные бомбы.

В 1988 году Китай провел в Тибете то, что Джифангджун Бао назвал 16 сентября 1988 года "учениями по химической защите в высокогорной зоне, призванными протестировать новое оборудование". Согласно сообщению ТАСС от 3 июля 1982 года "Китай измерял радиацию в нескольких областях Тибета, чтобы определить уровень радиации у людей, живущих в этих регионах".

Сенатор Боб Браун, оказывавший в австралийском парламенте наибольшую поддержку Тибету, посетив оккупированный Тибет, осудил тибетскую политику Китая и заявил, что его правительство и международное сообщество ничего не сделало для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека в Тибете.

29 июля в Пекине сенатор Браун заявил, что совершенно очевидно, что Китай постоянно подавляет тибетскую культуру, что Тибет полон солдат и китайских поселенцев.

Сенатор Браун рассказал, что для того, чтобы избегнуть ловушек, подстерегающих зарубежных политиков и правозащитников, которым показывают лишь парадный фасад Тибета, он путешествовал на общественном транспорте и останавливался в местных отелях, чтобы иметь возможность поговорить с обычными тибетцами. Он назвал Тибет "самой крупной в мире милитаризованной колонией". "У меня создалось впечатление, что это гигантская милитаризованная колония. Там совершенно невообразимое скопление армии и военных машин".

Он также сказал, что, беседуя с тибетцами, понял, что они очень сильно хотят свободы и возвращения Далай-ламы.

"Тибетцы очень запуганы. Они боятся даже выговорить слово свобода", - сказал он.

Сенатор Браун является вторым иностранным законодателем, втайне посетившим Тибет и высказавшимся против жестокого китайского правления. В 1997 году конгрессмен Соединенных Штатов м-р Франк Волф пробыл пять дней в Тибете в качестве туриста, а после этого рассказал о том, как Китай управляет этой территорией. Он сказал, что китайская оккупация "душит" местное население и культуру.

ДЕЙСТВИЯ ТИБЕТА.
Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в изгнании стараются наладить мирные переговоры по поводу урегулирования тибетского вопроса. Хотя Китай не контактировал с Дхарамсалой с 1959 года по 1979 год, Его Святейшество Далай-лама продолжал надеяться, что будет найдено приемлемое для обеих сторон решение тибетского вопроса.

В 1979 году китайское правительство пригласило г-на Гьяло Тхондупа, старшего брата Его Святейшества Далай-ламы, в Пекин, где Ден Сяопин сообщил ему, что готов обсуждать любые вопросы, кроме независимости Тибета. В июле 1993 года, через четырнадцать лет, два посланника Его Святейшества Далай-ламы получили в Пекине тот же ответ.

С 1979 по 1993 годы Его Святейшество Далай-лама предпринимал все возможные усилия для того, чтобы добиться какого-нибудь результата, согласующегося с обещанием, данным Ден Сяопином в 1979 году. Он отправлял на поиски фактов делегации в Тибет и в Китай. Его Святейшество Далай-лама учитывал интересы Китая, составляя различные проекты, например, "Мирный план из пяти пунктов" (1987 г.) и Страсбургская инициатива (1988 г.). Но Китай не прореагировал на эти предложения позитивно. Вместо этого он выдвинул неприемлемые предварительные условия и попытался свести тибетский вопрос к вопросу о личном статусе Его Святейшества Далай-ламы.

Его Святейшество Далай-лама сделал новое предложение, изложенное в его обращении к Йельскому Университету в октябре 1991 года. Он хотел посетить Тибет в сопровождении кого-нибудь из китайских лидеров, чтобы оценить ситуацию.

Затем Его Святейшество Далай-лама попытался добиться встречи с китайским премьер-министром Ли Пеном, во время визита последнего в Индию в декабре 1991 года.

Китайская сторона так и не откликнулась, и поэтому дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Искренне стремясь добиться диалога, Его Святейшество Далай-лама предложил перевести переговоры без предварительных условий и послал в 1993 году в Пекин высокопоставленную делегацию с личными письмами к китайским лидерам Ден Сяопину и Цзян Цзэмину. В меморандуме Его Святейшество Далай-лама вновь подчеркнул свою готовность придти к компромиссному решению.

Это предложение также было отвергнуто китайскими властями.

Столкнувшись с такой непримиримой позицией китайского руководства, Далай-лама в своем заявлении от 10 марта 1994 года сказал: "Сейчас я должен признать, что мне не удалось ни начать переговоры, ни улучшить ситуацию в Тибете... Я сделал все, что мог, пытаясь добиться взаимопонимания с китайцами. Мы можем надеяться лишь на то, что международная поддержка поможет начать осмысленные переговоры, к которым я по-прежнему стремлюсь.

Если и это не удастся, тогда я уже не смогу придерживаться этой политики с чистой совестью. Я чувствую, что на мне лежит ответственность, как я уже много раз говорил раньше, вести свой народ путем борьбы за свободу... Я остаюсь убежденным сторонником мирного решения, которое может быть достигнуто лишь в результате прямых переговоров с китайским правительством".

Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство твердо верят, что начать переговоры, которые приведут к мирному решению, можно лишь без предварительных условий с обеих сторон. Многие правительства и лидеры многих стран мира поддерживают такой подход, и это внушает надежду.

СТАТУС ТИБЕТА.
В 1949 году, во время вторжения войск Народной освободительной армии Китая, Тибет был независимым государством, как de jure, так и de facto. Военный захват его территории представлял собой агрессию против суверенного государства и нарушение международных законов. Китай продолжает оккупировать Тибет, используя для этого военные формирования, состоящие из нескольких сотен тысяч солдат, и это также является нарушением международного законодательства и фундаментальных прав тибетского народа на самоопределение и независимость. Сегодня Тибет является страной, находящийся под китайской оккупацией.

Коммунистическое правительство Китая утверждает, что у него есть "право собственности" на Тибет. Это "право собственности", по мнению китайского правительства, основывается не на военном захвате Тибета, начавшемся в 1949 году и на осуществлявшимся с тех пор якобы эффективном управлении Тибетом. Китайское правительство также не считает, что "право собственности" основывается на так называемом "Соглашении из семнадцати пунктов о мирном освобождении Тибета", навязанном Тибету в 1951 году.

Китай считает, что его "право собственности" на Тибет основывается на исторических связях — главным образом на связях монгольских и маньчжурских правителей Китая с тибетскими ламами. Главное событие, которое Китай считает основой своих притязаний на Тибет, произошло много веков назад: во время расцвета монгольской империи. Монгольские императоры в этот период подчинили своей власти почти всю Азию и значительную часть Восточной Европы. Также Китай вспоминает о маньчжурских правителях Китая, распространивших в XVIII веке свое влияние на Восточную и Центральную Азию, в том числе и на Тибет.

Никто не спорит, что в разные периоды своей долгой истории Тибет в разной степени подпадал под иностранное влияние: он находился под влиянием монголов, непальских горкхов, маньчжурских императоров Китая и британских правителей Индии. В другие периоды Тибет сам подчинял своей власти соседние страны и оказывал на них влияние (в том числе и на Китай). Сейчас в мире едва ли можно найти государство, которое некогда не находилось под властью другой страны или под иностранным влиянием. А иностранное влияние на Тибет и вмешательство в дела Тибета никогда не было сильным и продолжительным. Более того, отношения с монгольскими, китайскими и маньчжурскими правителями, хотя и имели некоторое политическое значение, все же по природе своей были личными и никогда не подразумевали объединение или интеграцию Тибетского государства с Китаем.

Однако, несмотря на то, что тибетская история очень интересна, статус Тибета на момент китайского вторжения нужно, конечно же, определять по его положению в современной истории. Особенно подробно следует рассмотреть, как складывались отношения Тибета с Китаем начиная с 1911 года, когда китайцы свергли то, что они считали чужеродным маньчжурским правлением, и стали хозяевами своей собственной страны. Каждая страна может отыскать в своей истории период, который позволит ей предъявить права на соседние государства. Такой подход неприемлем для международного законодательства и практики.

Очевидно, что с 1911 года и до китайской оккупации 1951 года нет никаких свидетельств того, что Китай управлял Тибетом или оказывал на него влияние. На самом деле, факты свидетельствуют об обратном: Тибет был полностью независимым от Китая суверенным государством. К этому выводу пришли самые компетентные ученые, изучающие этот вопрос.

Международная комиссия Юридического исследовательского комитета по тибетскому вопросу в работе, озаглавленной Тибет и Китайская Народная Республика (Женева, 1960 год), сделала следующий вывод о правовом статусе Тибета: "С 1913 по 1950 год Тибет, согласно нормам международного законодательства, имеет все признаки отдельного независимого государства. Тибет существовал как независимое государство почти две тысячи лет до того, как Китай вторгся в страну и начал его оккупацию в 1949 году. Почти все страны свободного мира осудили Китай, назвав нарушение территориальной целостности Тибета агрессией. На протяжении своей истории Тибет обладал всеми атрибутами независимого государства, признаваемого международным законодательством. У него была определенная территория, правительство и способность вступать в международные отношения.

Территория Тибета главным образом соответствует геологическому плато, площадь которого составляет приблизительно 2,5 миллиона квадратных километров.

Население Тибета во время китайского вторжения составляло более 6 миллионов.

Правительство Тибета находилось в столице Тибета Лхасе. Оно состояло из главы правительства (Его Святейшества Далай-ламы), кабинета министров (Кашага), национального собрания (Цонгду) и административного аппарата.

Международные отношения Тибета были сфокусированы на соседних странах. Тибет поддерживал дипломатические, экономические и культурные отношения со странами этого региона: Бутаном, Китаем, Индией, Монголией, Непалом и, в определенной степени, с Японией и Россией. С 1913 по 1950 год международные отношения Тибета осуществлялись исключительно правительством Тибета, и страны, с которыми Тибет поддерживал международные отношения, как показывают официальные документы, действительно относились к Тибету, как к независимому государству".

Очевидно, что сорок лет независимости — это достаточный срок для того, чтобы международное сообщество относилось к стране как к суверенному государству. Многие члены ООН являются независимыми примерно столько же лет, а некоторые и меньше. Тибетское правительство в изгнании

В 1959 году Его Святейшество Далай-лама на основе современных демократических принципов воссоздал в Индии тибетское правительство в изгнании. 2 сентября 1960 года после демократических выборов был избран тибетский парламент в изгнании, а в 1963 году разработан план тибетского будущего.

В 1990 году Его Святейшество Далай-лама сделал правительство еще более демократичным, увеличив количество членов парламента до 46 человек и наделив их полномочиями выбирать Кашаг (кабинет) или совет министров. Был принят новый Устав функционирования тибетского правительства в изгнании.

В феврале 1992 года Его Святейшество Далай-лама выступил с заявлением о Будущем политики Тибета и основных пунктах его Конституции, в котором он сообщил, что не будет "играть никакой роли в будущем правительстве Тибета, и тем более не будет стремиться занять традиционное политическое положение Далай-ламы". Его Святейшество Далай-лама заявил, что будущее правительство Тибета будет избираться совершеннолетними гражданами.

Его Святейшество Далай-лама также объявил, что в переходный период (когда Китай уже начнет вывод своих войск из Тибета, но конституция еще не будет обнародована) административная ответственность за государство ляжет на чиновников, работающих в Тибете в данный момент. В этот переходный период будет назначен временный президент, которому Его Святейшество Далай-лама передаст всю свою власть и ответственность. Тибетское правительство в изгнании ipso facto перестанет существовать. Также была обрисована направленность будущей политики Тибета:
"В будущем Тибет станет страной, стремящейся к мирному существованию, придерживающейся принципа ахимсы (ненасилия). Правительство будет демократическим и станет стремиться сохранить чистую, здоровую и красивую окружающую среду. Тибет станет полностью демилитаризованной страной".

Сегодня тибетское правительство в изгнании функционирует как настоящее правительство, и у него есть все департаменты и атрибуты свободного демократического правительства. Тибетское правительство под предводительством Его Святейшества Далай-ламы также организовало эффективное движение ненасильственного сопротивления китайской оккупации Тибета, сторонники которого есть сейчас во всем мире.

Тибетцы, проживающие как внутри, так и вне Тибета, считают правительство в изгнании своим единственным законным правительством. Парламенты многих стран также признают правительство в изгнании законным правительством и подлинным представителем тибетского народа.

ЭКОЛОГИЯ ТИБЕТА.
За время китайского правления экология Тибета систематически разрушалась. Множество диких животных, леса, растения, минералы и водные ресурсы - все это очень сильно пострадало, и хрупкий экологический баланс высокогорного Тибета был чудовищно нарушен. Тибет находится в сердце Азии и является источником великих азиатских рек. Тысячи лет высокогорная хрупкая экологическая система Тибета поддерживала существование проживавшего там народа. Тибетцы, в свою очередь, создали уникальные социальные и экономические отношения, оказывавшие минимальное воздействие на окружающую среду. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов не одобрялась и рассматривалась как нанесение вреда другим живым существам и их жилищам.

Сейчас природная среда Тибета варварски уничтожается. Лесные и минеральные ресурсы нещадно эксплуатируются, поскольку этого требует китайская индустрия. Китайские источники сообщают, что к 1985 году из Тибета было вывезено 2.442 миллиона кубических метров древесины, что составляет 40% от общего количества древесных ресурсов на 1949 год. В 1949 году леса покрывали площадь в 221.800 квадратных километров территории Тибета. К 1985 году эта площадь снизилась до 134.000 квадратных километров.

Рубка леса - основной промысел в Тибете. В плодородной области Конгпо более 20.000 китайских солдат рубят лес и перевозят древесину. Согласно китайским документам, тибетские лесоматериалы экспортируются в Гонг-Конг и в Японию, и Китай получает за них миллионы долларов. При этом новые лесопосадки практически не проводились. Подобная вырубка леса разрушительна, и потери необратимы.

Чтобы накормить растущее китайское население в Тибете, власти превращают пастбища в поля. Земли от этого высыхают и становится непригодными ни под пастбища, ни под пашни. Из-за такой сельскохозяйственной политики огромные луга в Амдо превратились в пустыню. Ухудшение природной среды Тибета влияет на атмосферную циркуляцию и порождает вихревые потоки над Азией, с которыми, по мнению ученых, может быть связана дестабилизация погодных условий во всем северном полушарии.

В Северо-восточном Тибете китайцы построили огромную плотину на Лонгянг Шиа, а сейчас строят гидроэлектростанцию в Ямдрок Цо. Оба проекта совершенно не принимают во внимание экологическую обстановку и религиозные чувства тибетцев. Коренных жителей переселяют из их домов и с земель их предков, чтобы обеспечить места тысячам китайских рабочих, занятых на строительстве.

ШАХТЫ И ЯДЕРНЫЕ ОТХОДЫ.В 1982 году Секретарь Коммунистической партии ТАР, Йин Фатанг, заявил, что в Тибете находятся самые большие в мире запасы урана. Большую часть "финансовой помощи Тибету" Китай пустил как раз на добычу полезных ископаемых. Однако все минеральные ресурсы, добытые в Тибете, отправляются прямиком в Китай. На шахтах также работают исключительно китайские поселенцы. Согласно сообщениям, собранным Тибетским правительством в изгнании, в Тибете существует 126 разновидностей минералов. Поскольку залежи минералов в самом Китае почти исчерпаны, добыча полезных ископаемых в Тибете все больше набирает силу. В официальной китайской публикации говорится, что к концу этого столетия Китай планирует переместить основной фронт добычи полезных ископаемых в Тибет.

Но наиболее серьезную опасность для тибетской экологии представляет сбрасывание на Тибетское плато ядерных отходов. Китайское правительство много лет отрицало это. Но 19 июля 1995 в новостях Синьхуа впервые было сказано, что Китай действительно осуществлял в Тибете захоронение ядерных отходов. Сообщалось, что могильник с радиоактивными отходами в Тибете находится в префектуре Нейбей, неподалеку от берегов самого большого тибетского озера Коконор.

ЛХАСА (тиб., букв. "обитель богов", более древнее название — Раса) — столица Тибета, гл. историко-культурный и религ. центр сев. буддизма, место пребывания (до 1959) Далай-ламы. "Обителью богов" город назван потому, что две статуи Будды Шакьямуни были привезены царю Сронцзангамбо в качестве приданого его женами. Эти статуи, изображения царя и его жен, дворец Потала являются на протяжении мн. столетий святынями ламаистов. Покровительница и защитница города — богиня Лхамо (Шри-деви). В ритуал посещения Л. входил обход города по внешнему кругу (Лингкхор) и по внутреннему кругу (Баркхор). С 1979 Л. открыта для посещений туристов. В 1986 ее посетило 28000 иностранцев. Е. Д. Огнева

Упоминания о Лхасе, как о сформировавшемся административном центре восходят к 6-му веку. В 7-ом, царь Сронцзен Гампо официально переносит в Лхасу столицу Тибета, и ставит дворец, на том месте, где впоследствии появилась Потала.

В это же время, строятся храмы Джокханг и Рамоче, где размещаются буддистские реликвии, привезенные женами Сронцзен Гампо. Эти храмы по сей день являются популярными объектами религиозного поклонения. Знаменательным является правление 33-го по счету, царя Сронцзен Гампо (Songtsen Gampo).

Во время его правления, Тибет сформировался как государство, обладающее могущественной армией и уважаемое соседями. Сронцзен Гампо приложил для этого много политический усилий, в том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь-Чен, и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.

Новые жены принесли с собой и новые традиции буддизма своих стран. В приданном, они привозят изображения и статую Будды. Их добродетель и образы вошли в традицию, став изображениями Белой и Зеленой Тары.
Всемирно известный дворец Потала в Лхасе строится также по указанию Гампо. Имя же Гампо будет встречаться в истории Тибета еще не раз...

В последствии, Лхаса теряла свой статус столицы, и лишь в 1642-ом году, по указанию Пятого Далай Ламы вернула его, и держит до настоящего времени. Пятый Далай Лама многое сделал для города, о чем свидетельствует нынешний облик Лхасы, сохранившийся с тех времен. На месте дворца Сронцзена Гампо, Далай Лама строит новый дворец, который со временем до- и надстраиваясь, принимает облик современного дворца Потала.

Сейчас, население Лхасы насчитывает около 150 тыс. человек. В городе несложно ориентироваться, он условно делится на Западную (китайскую) и Восточную (тибетскую) части.

История Поталы восходит к 7-му веку, когда царь Сронцзен Гампо распоряжается построить в центра Лхасы, на Красной Горе дворец. Само слово "Потала" происходит из санскрита, и обозначает "Мистическая Гора". Потала расположена на 3700 метрах над уровнем моря, ее высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей, общая площадь которых более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все.

Дворец Потала входит в "Книгу всемирного наследия ООН". Все здание разделено на Красный и Белый дворец. На строительство было затрачено несметное количество камня, дерева, золота и драгоценных камней. Кое-что из находящегося в Потале можно увидеть на этих фотографиях.

Главный вход в Белый дворец
Главный вход в Белый Дворец
















Западный холл Красного Дворца. Стены расписаны сценами из жизни 5-го Далай Ламы.
Западный холл Красного Дворца


Изображение в Потале: Здание Поталы и королевского дворца в 7-ом веке.
Изображение в Потале: Здание Поталы и королевского дворца в 7-ом веке.

Мандала Чакра Самвара, заложенная в 7-ом веке Далай Ламой.
Мандала 7 век

Будда Майтерейя
Майтерия

Статуя 6-го Далай Ламы
Статуя 6-го Далай Ламы

На Золотой Крыше Красного Дворца Поталы

На золотой крыше Поталы

Знаменательным является правление 33-го по счету, царя Сронцзен Гампо (Songtsen Gampo). Во время его правления, Тибет сформировался как государство, обладающее могущественной армией и уважаемое соседями. Сронцзен Гампо приложил для этого много политический усилий, в том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь-Чен, и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.

Новые жены принесли с собой и новые традиции буддизма своих стран. В приданном, они привозят изображения и статую Будды. Их добродетель и образы вошли в традицию, став изображениями Белой и Зеленой Тары. Всемирно известный дворец Потала в Лхасе строится также по указанию Гампо. Имя же Гампо будет встречаться нам в истории Тибета еще не раз Фактически, вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он успешно адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, он успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую на тибетской земле до его прихода. Это обогатило буддизм пышными и красочными ритуалами, традициями и мистериями, присущими только тибетскому буддизму.

В 16-17 веках, в Тибет прибывают первые христианские миссионеры. Некоторые из них живут по несколько лет, но так и не находят поддержки. Основная причина, - различие в понимание понятий Бог и реинкарнация. В итоге, христианство оказалось неспособным гибко адаптироваться к конкретным условиям других традиций и так и не оказало никакого видимого влияния на культуру Тибета.

С другой стороны, бросив взгляд на день сегодняшний, можно констатировать, что буддизм органично вписывается в современное общество, и имеет множество последователей практически во всех странах мира.

В древнем Тибете, монастырь выполнял не только религиозные, но и административные, государственные, просветительские и другие функции. Самый первый монастырь Самье, строится примерно в 8-м веке. Первым известным в традиции Гелугпа монастырем, считается Ганден, построенный в 1409 году. В последствии, он станет своеобразным каноном в построении других буддистских монастырей.

АВАЛОКИТЕШВАРА (санскр.; кит. Гуань-инь, яп. Каннон, монг. Хоншим, Арьябала) — бодхисаттва в мифологии махаяны и ваджраяны, выступающий как олицетворение сострадания. Как мифология, образ сложился в последние века до н. э. А. считается эманацией будды Амитабхи. Известны 32 его формы (в т. ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), в облике к-рых он появляется во всех будд. мифах, всюду спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне — А. с 6 руками, 11 лицами, образовавшимися от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа Далай-лама. А. весьма почитаем в кит. и яп. буддизме. Н. Л. Жуковская

В течение нескольких столетий, Тибет был закрыт для иностранцев. Это было вызвано не только труднодоступностью Тибета. Во многом, изоляция Тибета определялась политикой, как тибетских правителей, так и Китая. Лишь в 1984 году Тибет был открыт для посещения, и появилась реальная возможность посетить эту уникальную страну. Несмотря на это, очень немногим суждено побывать там... Гьянгдзе, озера Ямдрок Тцхо, Шигадзе, Тингри и Эверест. Кайлас.

Гьянтзе (3950м.), расположен юго-западнее Лхасы. Город подвергся китайскому влиянию одним из последних и замечательно сохранил атмосферу исконно-тибетского города. Уже по одной этой причине, Гьянтзе имеет смысл посетить.

Город стоит на стратегически важной дороге, соединяющей Тибет и Китай с Индией и Бутаном. Торговля (в первую очередь лесом и шерстью) сделали его третьим по величине городом Тибета. В городе расположена ступа Кумбум (название переводится как "10 000 изображений"), монастырь Пелкор Чёде и крепость, построенные еще в 14-ом веке, когда были сделаны первые упоминания о Гьянтзе. Вообще, 14-15 веках, большое влияние на развитие города оказала буддистская школа Сакья.

Озеро Манасаровар (Мпахам юм-тсо, по-тибетски означает "Победоносное озеро") расположено на высоте 4560м. В индийском эпосе Рамаяна (5-й век до нашей эры), озеро Манасаровар уже упоминается как озеро Манаса.

Большинство путешественников посещают это прекрасное озеро по пути к Кайласу. Верующие совершают вокруг озера ритуальный обход (кору). Это как правило занимает несколько дней. Вода в озере имеет бирюзовый, "неземной" цвет.

Высокогорное озеро Ямдрок Тцхо находится на высоте 4488 метров. Оно известно благодаря своим мистическим свойствам, предсказаниям, волшебству.
Ямдрок входит в число четырех наиболее почитаемых, мистических озер Тибета. Цвет водной глади Ямдрока постоянно меняется, и Вы никогда не сможете увидеть озеро "дважды".

Множество мифов и легенд связываются с Кайласом. Четыре мировых религии считают Кайлас священным местом:

•Индуисты верят, что Кайлас является космическим центром мироздания, и именно там живет могущественный бог Шива, а расположенное рядом священное озеро Манасаровар создано богом Брамой. В индуистской традиции, существует мифическая гора Меру, соответствующая Кайласу. В Махабхарате она описывается как "целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная".

•Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой достиг освобождения.

•В истории Бон-а, первый мастер Тонгпа Шенраб сошел с небес именно на горе Кайлас.

•В буддизме, считается что на Кайлаше живет Демчок, гневная форма Будды Шакьямуни (аналогия с Шивой).

Кайлас это не самая высокая гора в своем районе - всего 6714 метров. Однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В Бон-е, Кайлас иногда так и называют "Горой Свастики". Кора (ритуальный обход)
Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить ритуальный обход. Считается, что обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов.
Кайлас окружен долинами, поэтому кора не требует особой подготовки или снаряжения. Расстояние в 53км. составляющее "Путь вокруг Кайласа" многие паломники из Индии, Непала и Тибета преодолевают за один день, с раннего утра до позднего вечера. У наших (и западных) туристов стремление к Нирване как правило не столь высоко, поэтому один обход обычно делается в более размеренном темпе, за 2-4 дня. Вокруг горы расположено множество локальных достопримечательностей и красивых видов, поэтому неспешное и вдумчивое продвижение вполне оправдано.
Самая высокая точка при обходе вокруг Кайласа, - перевал Дрёмла-ла высотой 5630м. Перед началом обхода, загадайте желание.

Оно исполнится.